РФ и Польша договорились об обмене «дозволами» до конца года

Россия и Польша договорились об обмене 170 тыс. разрешений на грузовые автоперевозки между странами до конца 2016 года. Об этом ТАСС сообщил замминистра транспорта РФ Николай Асаул.

"Переговоры прошли успешно. Мы получили ровно ту квоту, которую считали нужной, и соответствующей тем квотам и доле рынка, которые мы занимали последние три года. Рассчитываем, что дальше наша работа с польской стороной будет идти без сбоев", - сказал он.

Каждая сторона, по словам замминистра, получает 170 тыс. разрешений до конца года, в частности, российская сторона получила 160 тысяч разрешений до конца года на внутренние и транзитные перевозки и 10 тысяч разрешений на перевозки грузов из/в третьих стран. У польской стороны на перевозки из/в третьих стран выделено 30 тысяч разрешений и 140 тысяч - на внутренние и транзитные перевозки.

1 февраля истек срок действия разрешений на грузоперевозки, которыми ежегодно обмениваются Россия и Польша. Сторонам заранее не удалось прийти к соглашению по новым разрешениям, поэтому водители грузовиков двух стран не могут пересекать границу. Стороны до этого провели несколько этапов переговоров, на заключительном - в феврале - было принято решение обменяться разрешениями в объеме 20 тыс. штук для каждой страны с действием до 15 апреля 1016 года. Это было временной мерой, пока продолжались переговоры о разрешениях до конца года.

По словам Асаула, РФ и Польша рассчитывают подписать обновленное соглашение в этом году. "Будем подписывать новое соглашение - действующее соглашение было написано 20 лет назад", - сказал замминистра, отметив, что новое соглашение должно учесть все изменения, в том числе и требования Евросоюза.

Суть конфликта 

Причина конфликта между сторонами заключалась в том, что Польша была недовольна принятием в РФ законодательных и нормативных актов, упорядочивающих контроль за осуществлением на российской территории международных автоперевозок иностранным автотранспортом, в том числе перевозок грузов третьих стран.

По мнению российской стороны, новое законодательство устранило недостатки в национальной нормативной базе, пользуясь которыми недобросовестные иностранные перевозчики ввозили из третьих государств в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки.
Асаул сообщил, что российская сторона сейчас конкретизировала требования по наличию документов для польской стороны, что решило вопрос с документами. "Нам удалось удержать долю разрешений третьих стран в размере 30 тысяч, поэтому доля этих разрешений не будет расти, как того хотела польская сторона", - отметил замминистра.

По его словам, встречаться и обговаривать разрешения на перевозки на 2017 год стороны будут в конце текущего года.

По данным Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Польше, ранее в РФ из республики ежедневно въезжали около 600 грузовиков. Каждый из них в среднем зарабатывает на перевозке товара 2,5 тысячи евро в сутки.

Автоперевозки между РФ и Польшей

Автомобильные перевозки между РФ и Польшей регулируются межправительственным соглашением "О международном автомобильном сообщении", подписанным 30 августа 1996 года. В январе 2015 году Польша и Россия договорились о том, что квота российских грузоперевозчиков для проезда по Польше составит 40 тыс. разрешений, а польских по России - 80 тыс.

В декабре 2015 года польская сторона потребовала от РФ изменить квоты (увеличить польскую до 100 тыс. в год и уменьшить российскую до 20 тыс.), а также отменить или пересмотреть положения российского законодательства о порядке транзитных рейсов, в частности, отменить повышение штрафов. Москва выразила несогласие с этими требованиями.

В ходе двух раундов переговоров 21-22 декабря 2015 года и 20-22 января 2016 года сторонам не удалось заключить новое соглашение о квотах на грузоперевозки. 1 февраля грузоперевозки между Россией и Польшей, выполнявшиеся на российских и польских грузовиках, были прекращены.
При этом действие ранее полученных разрешений было продлено до 15 февраля, чтобы польские и российские грузовики могли покинуть территорию России и Польши соответственно. Впоследствии осуществление грузоперевозок по спецразрешениям продлили до 15 апреля.

Похожая ситуация между РФ и Польшей уже имела место 10 января - 7 февраля 2011 года, когда сообщение прервалось из-за того, что стороны не могли договориться о квотах.