Если есть в машине пачка сигарет: контрабанда бьет по имиджу перевозчиков Украины

В турецком порту Зонгулдак в ходе спецоперции, проводимой Главным управлением турецкой разведкоманды Uk-ray, была обнаружена крупная партия контрабандных сигарет. С помощью проверки рентгеном базовой части двух фур были выявлены тайники с 80 тысячами пачками сигарет, которые пытались провезти на территорию Турции два украинских водителя. Автомобили и товар были конфискованы, а 36- и 38-летний шоферы были задержаны и после суда сели в тюрьму.

Сигареты были расположены в пустотах рам, а также в тайниках кузовов двух фур, следовавших под TIR-карнетами из Украины. В грузовом отсеке везли вполне легальный груз, который перевозчики взяли у одной украинской фирмы. Впоследствии законный груз выгрузили на терминале и доставили заказчику турецкой машиной.

Транспортные средства были арендованы злоумышленниками у частных фирм. Контрабандисты оборудовали тайник арендованного автомобиля специальным «веревочным механизмом», благодаря которому не было необходимости каждый раз вскрывать полости фуры.

Одна такая ходка прочила подельникам колоссальную прибыль: пачка сигарет в Турции стоит минимум 5 долларов. Розничная стоимость контрафактного груза оценивается примерно в 286 тысяч долларов США. Учитывая дисконт контрафакта почти в полтора раза, выручка с опта составила бы 100 тысяч долларов на двоих.

Как показывает статистика, 40% украинского бизнеса работает нелегально. Контрабанда сигарет замыкает по прибыльности топ-5 видов нелегального бизнеса в стране. По различным оценкам экспертов, рентабельность табачного «контрабаса» составляет 300-400%. Логика проста: если бизнес существует, значит система работает. Украинские контрабандисты каждый год бьют все антирекорды.

Суров ли закон?

После декриминализации в Украине экономических преступлений, в том числе статьи 201 Уголовного кодекса «Контрабанда», украинскому контрабандисту бояться нечего. Возросшая безработица и понижение уровня жизни только способствует росту такого рода преступлений. Тюремный срок за контрабанду грозит лишь по второй части Уголовного кодекса (группой лиц или осужденным ранее по той же статье либо используя служебное положение).

В Турции за контрабанду карают суровей. Лишь в 2002 году турецкий парламент проголосовал за отмену смертной казни за контрабанду, её заменили «тяжким пожизненным заключением». Пойманного в Турции контрабандиста будут судить по турецким законам, гражданином какой бы страны он ни был.

Одна из причин жесткого подхода к контрабанде сигарет:  проблема здоровья нации. Выражение «курит как турок» уже давно стало притчей во языцех. Половина населения страны курит, соответственно являются потенциальными потребителями контрабандного товара.

Еще одна причина жесткого подхода к контрабанде сигарет – это финансы. Акцизные сборы составляют 85% от стоимости пачки сигарет, то есть являются бюджетообразующими для страны.

Декриминализация контрабанды в Украине стала шагом на пути к евроинтеграции, однако в тех же странах Старого Света за контрабанду сигарет можно попасть в тюрьму.

В Румынии можно попасть в тюрьму за перевозку даже одной пачки через «зеленый коридор», в Венгрии уголовная ответственность наступает за перевозку сигарет более чем на 100 тысяч форинтов, что примерно равно 15 блокам сигарет, а в Словении та же участь ждет контрабандиста за перевозку 8 блоков.

В Польше нарушитель вносится в специальный реестр и в случае рецидива его ждет аннуляция польской либо шенгенской визы, а если это гражданин Польши – аннуляция загранпаспорта на выезд из ЕС. В числе прочего поляки конфискуют у контрабандиста транспорт, на котором перевозилась контрабанда. Если контрабанда окажется в особо крупных размерах, пойманного контрабандиста, кроме штрафа, ожидает тюремный срок.

Уголовная ответственность – решение проблемы?

Украина пытается изменить ситуацию. Государственная фискальная служба Украины предложила ввести уголовную ответственность за товарную контрабанду. Предложение озвучил глава ведомства Роман Насиров:

«Только за последний год таможнями ГФС было составлено более 26 тыс. протоколов о нарушении таможенных правил. Мы сейчас инициируем и стремимся, чтобы вернули уголовную ответственность за товарную контрабанду. На сегодняшний день это административное правонарушение».

Насиров добавил, что несмотря на условия, в которых находится Украина, целесообразно вводить уголовную ответственность за контрабанду всех видов товаров. Накануне Верховная Рада Украины не приняла законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно криминализации контрабанды алкогольных напитков, табачных изделий» №3254. Проект не набрал достаточного количества голосов, и контрабандисту грозит лишь конфискация транспортного средства и незаконного груза.

Эксперты считают, что вовсе не обязательно вводить уголовную ответственность, чтобы победить массовую контрабанду на украинских границах. Проблему предлагают решать путем интеграции налоговых и таможенных органов, а также улучшением сервиса на таможне.

Сумеет ли украинское государство побороть контрабанду без применения жестких мер, покажет время. А пока Украина превращается в страну контрабанды, что вредит транспортной отрасли и международному товаропотоку и бьет по престижу профессии.