Санпаспорт для перевозки продовольствия в Беларуси: проще сделать, чем объяснять, что можно и без него

Минздрав Беларуси опубликовал в августе информацию о необязательном характере санпаспорта на транспорт для перевозок продовольствия.

В письме говорится об отсутствии в законодательных актах обязательных норм по получению санитарного паспорта для перевозок продовольствия. В качестве примера приводятся санитарные правила и нормы, утвержденные постановлениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, а также Таможенные регламенты Таможенного союза.

Минздрав сообщает, что получать санпаспорт при перевозке продуктов питания не обязательно. Однако в этом же письме он напоминает, что санитарно-гигиеническую экспертизу никто не отменял.

Документы для перевозки продовольствия автотранспортом

Проект TransinfoNews решил разобраться на практике, какие документы получает перевозчик перед началом рейса с продовольствием.

  • Санитарно-гигиеническое заключение для транспорта
  • Перевозка продуктов относится к Перечню работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья, поэтому транспортное средство должно пройти санитарно-гигиеническую экспертизу.

    В едином перечне административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указаны следующие документы для подачи:

    • заявление, заполненное по образцу;
    • платежка.

    Проверяем на практике. Для этого мы позвонили в  Отделение гигиены труда  «Центра гигиены и эпидемиологии Московского района г. Минска». К списку документов, которые необходимо предоставить, добавились:

    • копия технического паспорта автомобиля;
    • мед.справку для сотрудника, который занимается перевозкой;
    • фотографию вашего авто;
    • копию договора об оказании услуг по дезинфекции;
    • санитарный паспорт на автомобиль, который выдается после заключения договора УП «Центр профилактической дизенфекции».

    Как получить санитарно-гигиеническое заключение без получения санпаспорта, сотрудники учреждения подсказать не смогли. Инструкций по этому поводу не поступало.

    Также необходимо подготовить и предоставить для осмотра и сам автомобиль, предварительно пройдя  санитарную обработку. Из требований: технически исправное состояние, чистота, отсутствие посторонних запахов, внутренняя поверхность кузова должна легко мыться и дезинфицироваться.

    По закону итоговое заключение экспертизы должны выдать в течение месяца. Однако на практике нужный документ можно получить уже через неделю. Срок действия заключения – один год, вне зависимости от типа продовольствия, которое вы планируете перевозить.

  • Документ о санитарной дезинфекции транспорта
  • Разбираемся с санитарной дезинфекцией транспорта. В Минске услуги по санобработке кузова оказывают в государственном предприятии УП «Центр профилактической дезинфекции», а также в частные компании.

    Для заключения договора с  «Центром профилактической дезинфекции» необходимо подать следующие документы:

    • Заявление (письмо) заказчика (для предприятий и организаций на фирменном бланке) по установленному образцу.
    • Ксерокопию свидетельства о государственной регистрации.
    • Ксерокопию технического паспорта на автомобиль (полуприцеп, прицеп).
    • Копию платежных документов.

    На руки вам выдадут договор и санитарный паспорт с отметкой о прохождении дезинфекции

    Мы связались также и с частной компанией, которая оказывает услуги по дизенфекции. Автомойка ТракЦентра BSAT специализируется на грузовом транспорте и имеет соответствующее санитарно-гигиеническое заключение.

    Несмотря на аналогичную процедуру санитарной обработки, подтвердить документально факт прохождения дизенфекции в этой автомойке будет сложно. Тем более частное предприятие не сможет выдать вам на руки санитарный паспорт.

    В «Центре гигиены и эпидемиологии» принимать в качестве документа справку в произвольной форме от частной компании отказались. Отметку о прохождении дизенфекции здесь привыкли видеть именно в санитарном паспорте.

    Поэтому в первый раз пройти санобработку проще в УП «Центр профилактической дезинфекции», чтобы получить санитарный паспорт. А уже после обращаться к частным компаниям, которые смогут делать отметки о прохождении обработки в паспорте.

  • Медицинская справка для водителей/грузчиков/экспедиторов (санкнижка)
  • Справка о состоянии здоровья необходима всем сотрудникам, которые сопровождают или непосредственно работают с продовольствием во время его транспортировки.

    Получить ее можно в профильной или по местной поликлинике. Для жителей города Минска справка выдается в Поликлинике спецмедосмотров № 24 (Филимонова, 53).

    При первом обращении в поликлинику необходимо при себе иметь:

    • паспорт;
    • направление с места работы с указанием должности и типа оплаты (при оплате за безналичный расчет) или же оплатить получения документа наличными в кассе, если вы проходите осмотр как частное лицо;
    • выписку из медицинской карты (флюорография, последние прививки от дифтерии и столбняка);
    • результаты флюорографии.

    После получения результатов анализов и осмотра необходимых врачей (а их будет не мало), выдается справку о состоянии здоровья и профессиональной пригодности. Иногда в обиходе справку по старинке называют «санитарная книжка», однако выдача непосредственно «книжек» прекращена.

    Также стоит напомнить, что работники, сопровождающие пищевую продукцию в пути следования и выполняющие ее погрузку и выгрузку, обязаны пользоваться санитарной одеждой и хранить ее в специально отведенном месте.

    Ждать ли изменений в законадательстве?

    На практике письмо Министерства здравоохранения не упростило, а еще только больше запутало перевозчиков. Пройти все этапы получения санитарного паспорта намного быстрее, чем объяснять каждому сотруднику ведомств здравоохранения, значение министерского письма.

    Перевозчики, да и сами сотрудники санитарно-эпидимиологических служб говорят о необходимости реформирования и законодательства в сфере контроля за транспортировкой продовольствия.

    Сергей Афонин, Директор транспортной компании «Мобикар» уже обращался в ассоциацию БАМАП с вопросом по изменению законадателства в этой сфере:

    ­– Санитарно-гигиеническое заключение, которое получают перевозчики, не дает никакой дополнительной гарантии, что автомобиль подходит для перевозки продовольствия. В течение года с кузовом может произойти все что угодно.

    Также, на мой взгляд, стоит изменить требования к перевозке продуктов в герметичной таре (контейнерах, боксах, термоконтейнерах, сумках-холодильниках). Одно дело перевозить туши говядины или свинины на крюках, а другое полуфабрикаты в герметичной таре, запакованные в коробки и обмотанные полиэтиленом.

    По словам начальника управления таможенного транзита и законодательства ассоциации «БАМАП» Светланы Маковской пожелания перевозчиков собраны в единый пакет, который правительство планирует представить президенту и общественности к 1 октября.