Остановятся ли грузоперевозки между Польшей и Россией этой осенью?

В 2016 году в результате российско-польских переговоров каждая из стран получила 190 тыс. разрешений на перевозки, что примерно на 5% больше, чем за год до этого. Но уже в начале сентября этого года появилась информация, что России выданных разрешений до конца года не хватит.

В первом полугодии 2017 года двусторонний оборот составил 4,94 млрд долларов США, что на 42,3% больше по сравнению с предыдущим периодом при росте российского экспорта в Польшу на 53,7% и польского экспорта в Россию на 17,9%. В этих условиях и объем международных автомобильных перевозок грузов между странами в соответствии с данными российской таможенной статистики за 8 месяцев увеличился на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года при росте перевозок из Польши в Россию на 26% и из России в Польшу – на 12%.

Повторение ситуации прошлого года – когда Москва и Варшава не смогли договориться по новым разрешениям, и грузовики несколько недель не могли пересекать границу – крайне нежелательно для обеих сторон, на запрос дополнительных 70 тыс. разрешений российская сторона получила  однозначный отказ.

Прийти к взаимовыгодному решению страны попытались на заседании российско-польской Смешанной комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок, проходившей 19-20 сентября в Москве. Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, польскую – заместитель Министра инфраструктуры и строительства Республики Польша Ежи Шмит.

По итогу было решено до 1-го октября осуществить дополнительный обмен разрешениями на перевозки грузов на 2017 год в количестве: 20 тысяч польских дозволов для двусторонних/транзитных перевозок российских перевозчиков и 9,5 тысяч российских разрешений для перевозок в/из третьих стран для польских перевозчиков.

Участники также договорились организовать до середины октября заседание, на котором определить окончательное количество разрешений на 2017 год и предварительный контингент на 2018 год.

Ситуацию для TransinfoNews прокомментировал заместитель директора операционного управления по автомобильным перевозкам AsstrA Associated Traffic AG Виталий Ерёменко.

20 тысяч квот против запрошенных 70-ти, насколько реально российским перевозчикам «протянуть» на этом количестве?

Учитывая товарооборот за последние 9 месяцев мы прогнозируем, что разрешений не хватит. Выделенной квоты для российских поставщиков хватит примерно на месяц, то есть в конце октября они снова станут не выездные в/через Польшу.

Почему ситуация с разрешениями повторяется не первый год?

На это есть две основные причины. С российской стороны – это защита транспортного рынка России, и желание властей максимально ограничить число иностранных компаний в поставках в Россию.

С польской стороны – это стремление достигнуть прозрачных и понятных договорных условий. Сейчас разрешения третьих стран (прим. на транзитную перевозку) российскими контрольными органами трактуются разнообразно. Бывает по месту загрузки, бывает по происхождению инвойса или груза – единой системы нет. Порой, на одну перевозку польскому перевозчику приходится использовать 2 разрешения:и 2-ух стороннее и 3-х стран, что естественно ставит польскую сторону в неравное положение по сравнению с российскими перевозчиками.

По итогам Смешанной комиссии было решено в течение месяца выработать основные положения касательно контроля  и определения единого статуса разрешений. К каким решениям могут прийти стороны, пока прогнозировать сложно.

Переговоры по разрешениям занимают порой от недели до нескольких месяцев. Каким образом бизнес реагирует на нехватку квот? Какие альтернативные решения могут быть?

В прошлом году мы оперативно среагировали на ситуацию, поэтому и сейчас могу сказать, что AsstrA готова к такому развитию событий. Грузы наших клиентов будут доставлены к получателям прямыми машинами (Польша, Литва, Беларусь, Украина и другими поставщиками), а также с перегрузками.

Доставка с перегрузкой, это не ноу-хау, но требует знаний, договорённостей и готовности работать в два раза больше и дольше. Представьте, что на каждую перевозку нужно 2 машины вместо одной, а это значит двойной контроль, в два раза больше оперативной работы, бюрократии и двойное слежение за грузом. Дополнительное использование склада: риски перегрузки, сохранности груза и слежение за транзитным временем. Наши сотрудники посвящали себя клиентам 24/7, и это не просто слова.

Что касается оптимальности варианта, то транспортировка с перегрузкой естественно дороже прямой перевозки. В итоге это, конечно, скажется на стоимости товара, которую заплатит конечный получатель. Но необходимо помнить, что есть грузы и проекты, где сроки перевозки стоят на первом месте, и груз должен быть доставлен несмотря ни на что.