Лабиринт для перевозчиков. Турецкий гамбит
- Подробности
- 22.06.2016
Первая половина 2016 всколыхнула перевозчиков чередой межгосударственных разногласий в транспортной политике. То и дело перевозки останавливались между Россией, Украиной, Польшей и Турцией. Некоторые конфликты до сих пор не решены.
Рано или поздно ситуация наладится, но ведь за это время исчезнут с рынка многие транспортные компании. Как успешно пройти этот многосторонний кризисный лабиринт и не попасть в лапы минотавра, пожирающего и бизнес, и доходы, и партнерские контакты? Возможно ли восстановление взаимопонимания и доверия?
TransinfoNews продолжает серию публикаций о проблемах в межгосударственном регулировании перевозок.
Читать предыдущие публикации серии: Украина-Россия: Паны дерутся – у холопов чубы трещатРоссия-Польша: Защита рынка или ежовые рукавицы Часть 3. Турецкий гамбит
В ноябре 2015 года турецкие ВВС сбили бомбардировщик российской авиагруппы в районе сирийской Латакии. Недавние радужные перспективы товарооборота между Турцией и Россией забыты. Россия ввела экономические ограничения, в свою очередь Турция разыграла транспортную карту, как будто угрожая оставить Россию в транспортной изоляции не только с запада, но и вдобавок с юго-запада.
Если летом 2015 года Турция на фоне европейских санкций по отношению к России выглядела уверенным торговым партнером, то лето 2016 года вряд ли предполагает потепление в российско-турецких отношениях.
"Наша дружба с мистером Путиным вознесла взаимные интересы на очень высокий уровень" – заявил Президент Республики Турция Рейджеп Таийп Эрдоган, добавив, что ситуация в корне изменилась после того, как Турция сбила российский Су-24 в ноябре 2015 года.
Эрдоган также подчеркнул, что объем торговли Турции с Россией был выше, чем с Соединенным Штатами, и планировалась достичь показателей в 100 миллиардов долларов ежегодно. "Я надеюсь, что взаимоотношения вскоре восстановятся и мы вернемся к тем старым временам еще более сильными", – цитирует его слова СМИ. Однако никаких извинений за сбитый самолет до сих пор не прозвучало.
Застряли в «Ларсе»Россия с 1 января 2016 года приостановила действие безвизового режима для граждан Турции, в том числе водителей турецких фур. С 1 февраля турецкие власти закрыли въезд для российских машин на свою территорию. АСМАП сообщила, что в конце января истек срок действия разрешений относительно перевозок автотранспортом России по территории Турции.
В министерстве транспорта России отметили, что в Анкару были отправлены предложения насчет обмена разрешениями, однако ответ пока не получен.
В мае грузовики из Турции, следующие транзитом через территорию Грузии в направлении РФ, застряли в ожидании разрешения на таможенно-пропускного пунктае «Ларс», передает «Интерфакс» со ссылкой на Службу доходов Минфина Грузии.
На российской стороне на ТПП «Ларс» возникли определенные проблемы с пропуском на территорию России фур с грузами из Турции. «Часть из этих грузовых автомашин, которые возвратились назад, в соответствии с просьбой водителей отправлены в направлении Азербайджана или Турецкой Республики. Остальные же машины находятся на т.н. «нейтральной территории» и ожидают разрешения на въезд в Российскую Федерацию», - отмечается в распространенном сообщении.
При этом отмечается, что на грузинской стороне в зоне контроля ТПП «Казбеги» нет ни одной машины, остановленной по вышеназванной причине. Таможня продолжает работу в обычном режиме.
УступкиНо как только был решен польский вопрос, Турция пошла на определенные уступки для транспортников. Запрет въезда заменили ответными визами для российских водителей. 1 июня Турция вводит визы для российских дальнобойщиков. Такое нововведение накануне анонсировала Ассоциация перевозчиков Турции.
Впрочем, на фоне экономических санкций в отношении Турции перевозки в этом направлении резко сократились. По данным Ассоциации международных грузоперевозок, в этом году в Турцию въехали немногим более 550 российских дальнобойщиков. Оформление рабочей визы не занимает столько времени.
Ситуация и в самом деле напоминает темный лабиринт со множеством извилистых и узких коридоров. Будет ли найден выход?..
Украинское векторОдновременно с этим позиция Турции резко переменилась по отношению и к Украине. 6 июня Министерство инфраструктуры Украины сообщило на официальном сайте о том, что в портах и на границе с Турцией сложилась напряженная ситуация в отношении украинских транспортных средств. Сотрудники турецких контролирующих органов отказываются оформлять украинские фуры на основе разовых "дозволов". Аргументом от официальной транспортной Турции было то, что якобы Украина использовала квоты на первый квартал этого года. Впрочем, о поквартальном распределении квот на этот год никакой договоренности не было.
В протоколе заседания 2015 года украинская сторона не брала на себя никаких обязательств относительно поквартального использования "дозволов" на право осуществления двусторонних грузоперевозок по территории Турецкой Республики, которые были переданы турецкой стороной, и об этом Украина неоднократно предупреждала турецкую сторону.
Впрочем, вскоре проступила информация о том, что вопрос урегулирован в ходе телефонного разговора главы Министерства инфраструктуры Украины Владимира Омельяна с послом Турции в Украине Йонетом Джаном Тезелем.
О подробном содержании разговора ничего СМИ не известно. По словам перевозчиков, продлили существующие дозволы до их исчерпания. Причем по обращению Омельяна будет проведена двусторонняя работа между Министерством инфраструктуры Украины и Министерством транспорта и связи Турции с целью избежать подобных бюрократических проблем в будущем.
Кто остался в плюсе?По сути, Турция на какое-то время защитила свой рынок от наплыва украинских перевозчиков. И в то же время, если сравнить недавнюю сверхлояльную позицию турецкой стороны по отношению к украинским перевозчикам, то на фоне похолодания отношений с Российской Федерацией и с договоренностями с ЕС становится ясно: в дело замешана политика.
Позиция Турции шаткая и резко меняется то в одну, то в другую сторону, чем руководит простая выгода. Кто платит, тот и заказывает «музыку». Перевозчики часто остаются заложниками ситуации и предметом манипулирования тех или иных процессов. К сожалению, нередко остается лишь петлять меняющимися коридорами, покорно подстраиваясь под конъюнктуру в ожидании стабильности.